Самолёты конструкторского бюро МИГ

Самолёты конструкторского бюро МИГ

МиГ - значит истребитель! Причем лучший истребитель! Подобная ассоциация характерна как в русском так и в английском языке. Она лучше всего отражает результаты работы КБ МиГ за всю его историю.

 С самого первого крупносерийного самолета поршневого МиГ-3 и до тяжелого сверхзвукового МиГ-31 создание истребителей было основным направлением конструкторского бюро.

 8 декабря 1939 года приказом НКАП Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора ГАЗ № 1. Этот день считается днём образования КБ имени А. И. Микояна. В будущем году исполниться 80 лет этому знаменитому и легендарному конструкторскому бюро. История конструкторского бюро МиГ это тема для отдельной публикации, а сегодняшняя посвящена самолётам созданным этим выдающимся конструкторским бюро, основанным Артёмом Ивановичем Микояном. В данном обзоре будут представлены только те самолёты конструкторского бюро МиГ, которые строились серийно.

 Действительно первым серийным МиГом стал МиГ-3. В его конструкции были устранены недостатки выявленные у МиГ-1 и он был построен серией свыше 3 тысяч экземпляров.

Восстановленный до лётного состояния МиГ-3

 К сожалению к началу Великой Отечественной Войны самолёт только поступил в строевые части и большинство летчиков к началу боевых не смогли его полностью освоить. Самолёт был строгим в управлении, но по своим характеристикам лётным характеристикам он уже был огромным шагом вперёд в сравнении со стоявшими тогда на вооружении ВВС Красной Армии самолётами. А на больших высотах его характеристики, в частности по максимальной скорости, превышали тогда данные фактически всех других серийных истребителей в мире Изначально сконструированный как высотный перехватчик, он не получил широкого распространения после начального периода войны, но его роль и участие в Великой Отечественной Войне было заметным. Лётчики успешно освоившие МиГ-3 его ценили. На МиГ-3 начал свой боевой путь один из самых великих летчиков нашей страны Александр Иванович Покрышкин.

Следующим серийным самолётом конструкторского бюро МиГ стал истребитель МиГ-9 совершивший первый полёт 24 апреля 1946 года.

 

МиГ-9 ВВС СССР

 МиГ- 9 стал первым советским турбореактивным истребителем. Строился серийно, хотя и в небольшом количестве - 602 экземпляра. Самолёт получился достаточно удачным, устойчивый в полёте и с хорошими взлетно-посадочными характеристиками. Хотя, по маневренным характеристикам он несколько уступал своим "сверстнику" Як-15, зато по разгонно-скоростным характеристикам ощутимо превосходил его. Всего через полтора года, после первого полёта первого реактивного истребителя конструкторского бюро МиГ - 30 декабря 1947 года выполнил свой первый полёт третий серийный истребитель КБ МиГ. Самолёт, который принёс мировое признание как конструкторскому бюро, так и всей советской авиационной промышленности назывался МиГ-15.

 

  Летающий МиГ-15 УТИ на авиашоу.

Про МиГ-15 сказано многое. Первый, по настоящему признанный успех конструкторского бюро Микояна и Гуревича. Именно благодаря ему самолёты МиГ стали известны в мире. МиГ-15 - легкий истребитель, который прекрасно зарекомендовал себя. Простой в управлении и обслуживании, манёвренный и быстрый, обладающий мощным пушечным вооружением. Построен в количестве свыше 15 000 экземпляров стал самым массовым турбореактивным истребителем в мире. Участие в многих военных конфликтах подтвердило его высокие летные характеристики. Не смотря на то, что он давно уже не состоит на вооружении ни в одной стране мира на сегодняшний день достаточно много осталось летающих МиГ-15.

 Следующим истребителем конструкторского бюро МиГ стал МиГ-17 - эволюционное развитие конструкции МиГ-15.

 

МиГ-17 ВВС Египта

Самолёт получил крылья с большей стреловидностью, более мощный двигатель оснащенный форсажной камерой. Летные характеристики, в сравнении с МиГ-15, возросли, простота эксплуатации и неприхотливость остались. Так же и как его предшественник МиГ-17 настоящий самолёт-солдат - широко участвовал в вооруженных до середины 70-х годов ХХ века.

 Появившийся в 1955 году новый истребитель КБ Микояна не имел ничего общего с предыдущими МиГ-15 и МиГ-17. Он не стал широко известен и остался несколько в тени своих знаменитых предшественников. Тем не менее самолёт получился удачным. МиГ- 19 стал первым советским серийным сверхзвуковым истребителем.

 

 

МиГ-19 ВВС СССР

В основном он нашёл применение в войсках ПВО СССР. В этой роли он неоднократно перехватывал и сбивал высотные аэростаты-разведчики и американские самолёты-разведчики RB-47. Также МиГ-19 применялся, пусть и не так массово как МиГ-17 и МиГ-17 во всех больших военных конфликтах ХХ века - Ближний Восток, Юго-Восточная Азия. Наибольшее боевое применение получил в ходе Индо-Пакистанских войн. На основе конструкции МиГ-15 в Китае создано большое количество самолётов J-6 различных модификаций.

 Редко какому конструкторскому бюро удаётся повторить успех в мировом признании при создании своих самолётов. Конструкторское бюро МиГ одно из немногих, которому этом удалось. Созданный в легкий истребитель МиГ-21 по известности и востребованности сравнялся с МиГ-15.

 

МиГ-21 ВВС Румынии

МиГ-21 ВВС Финляндии

МиГ-21 обладал прекрасными лётными характеристиками. Скоростной (практически две скорости звука) маневренный, простой в пилотировании и он был, традиционно для самолётов МиГ, простым и надёжным в эксплуатации. За двадцать пять лет производства самолёт неоднократно модернизировался, улучшались его характеристики и возможности.

 ХХ век для авиации стал действительно золотым. Сейчас это сложно представить - новые конструкции самолётов создавались практически каждые пять, десять лет: МиГ-15 - 1947 год, МиГ-17 - 1951, МиГ-19 - 1952, МиГ - 21 - 1956. А в 1967 году совершил свой первый полёт МиГ-23.

МиГ-23 МЛ ВВС СССР

МиГ-23 МЛД ВВС СССР

МиГ-23 стал совершенно новой ступенью в создании истребителей для конструкторов МиГов. Необходимость покорять новые уровни скоростей и высот уже была не на первом месте. Примерно в те годы уже и начали формироваться критерии многозадачности (функциональности) истребителей. Тогда уже стало очевидно, что использовавшиеся в то врем аэродинамические схемы уже исчерпали себя и для достижения нужных характеристик необходимо создавать новые. Одной из таких, перспективных схем считалось применение изменяемой стреловидности крыла. Новый истребитель микояновцы решили построить именно с применением такой схемы. Первые серийные МиГ-23 были далеки от идеала безупречного истребителя, который обычно создавали в конструкторском бюро МиГ. Это плата за новизну и сложность конструкции Но за несколько лет существовавшие недостатки были устранены и МиГи-23 последних модификаций уже были совсем не те, первые самолёты. Как показали боевые действия в Афганистане МиГ-23МЛД мог успешно противостоять, тогда новейшему американскому истребителю четвёртого поколения F-16.

 Ещё до начала проектирования МиГ-23 конструкторы МиГов начали работу над совершенно новым истребителем с невероятными даже по сегодняшним временам характеристиками. На вооружение он поступил практически сразу после МиГ-23 и по этому порядковый индекс ему был присвоен МиГ-25.

МиГ-25 РУ

 

МиГ-25РБ

 МиГ-25 - тяжёлый истребитель-перехватчик (разведчик). Его летные характеристики даже на сегодняшний день выглядят настолько внушительно, что из современных самолётов такими обладает только его преемник МиГ-31. Максимальная скорость свыше 3000 км/ч (2,8Маха) максимальная высота полёта 23 000 метров. При таких лётных характеристиках это был практически не уязвимый в 70-х годах для сил ПВО самолёт. Это подтвердилось при применении разведывательных модификаций МиГ-25 входе вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке. Конструкция МиГ-25 это был настоящий технологический скачок - новая аэродинамическая схема, широкое использование жаропрочной стали и титана.

 Всю свою историю конструкторское бюро МиГ создавало истребители. Но им был построен и ударный самолёт. Таким стал истребитель-бомбардировщик МиГ-27 построенный на основе планера истребителя МиГ-23.

 

МиГ-27

 МиГ-27 - истребитель-бомбардировщик. Потенциал изначальной конструкции МиГ-23 позволил создать хороший самолёт, хотя как и в случае с МиГ-23 сразу достичь этого не удалось. Широко поставлялся на экспорт.

 Уже упоминалось выше насколько трудно повторить успех однажды созданной конструкции. Микояновцам удалось это сделать даже три раза. В первый раз сконструировав МиГ-15, который признали в мире одним из лучших истребителей своего времени, затем они повторили свой успех сконструировав МиГ-21. Но не даром конструкторское бюро МиГ специализируется на истребителях - в очередной раз они получили всеобщее признание и успех создав истребитель четвёртого поколения МиГ-29.

 

МиГ-29 (9-12) ВВС Польши. 

 Изначально МиГ-29 создавался как чистый истребитель - легкий фронтовой. Новая интегральная, аэродинамическая схема, большая энерговооруженность, современная авионика - его появление и выступление иностранных авиасалонах произвело огромный эффект. К концу ХХ века прогресс в создании новых конструкций истребителей замедлился. Это было связано с объективными причинами - усложнение конструкций самолётов, окончание глобального противостояния супердержав СССР и США. Поменялась и концепция структуры военной авиации - от нескольких специлизированных типов наметился переход к одному-двум, но универсальным. Пришла эра многоцелевых самолётов. И, благодаря огромным резервам конструкции, созданный как специализированный, только для завоевания господства в воздухе, МиГ-29 смог превратиться в настоящую платформу для создания многоцелевых модификаций, часто являющихся фактически новыми самолётами. МиГ-29К, МиГ-29СМТ, МиГ-35 достойно продолжают представлять марку МиГ и в ХХI веке.

МиГ-29К авиации ВМФ России

 

МиГ-29СМТ

 

МиГ-35

 В заключении обзора самолётов созданных в конструкторском бюро МиГ остается представить ещё один шедевр конструкторов прославленного бюро - тяжёлый сверхзвуковой истребитель МиГ-31.

 

МиГ-31БМ

 

МиГ-31 - взлёт на форсаже

 МиГ-31 появился как продолжение конструкции МиГ-25. МиГ-25 создавался как высотный высокоскоростной перехватчик для борьбы с относительно простыми целями - американский перспективный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик "Валькирия", самолёты-разведчики SR-71. Но к началу 80-х годов ХХ века число угроз (целей) возросло. Изменился их характер - они стали намного более технологичны и малозаметны (например крылатые ракеты). Для перехвата таких целей одной высотно-скоростной мощности МиГ-25 уже было мало. Конструкторы в новом тяжёлый истребитель-перехватчик воплотили и лучшие, уникальные свойства МиГ-25 - скорость и высоту полёта, добавив к ним мощнейшее радиоэлектронное оборудование (например, впервые в мире на серийном истребителе была установлен бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой) и не менее мощное вооружение ( ракеты Р-33 дальнего радиуса действия). Модернизированные уже в ХХI веке получили название МиГ-31БМ, что позволяет им оставаться по прежнему самыми лучшими перехватчиками в мире.

 От поршневых самолётов и до сверхзвуковых истребителей способных развить скорости вплотную приближающиеся трём скоростям звука, освоившим не только сухопутные аэродромы, но и палубы кораблей - таков путь конструкторского бюро МиГ, которое и в наши дни остается одним из лидеров мирового военного авиастроения.