Су-34 - 34 года в небе

Су-34 - 34 года в небе

13 апреля 1990 года - первый раз поднялся в воздух первый прототип двухместного ударного самолёта нового поколения разработанного КБ Сухого

 История создания Су-34 кардинально отличается от истории создания его предшественника Су-24. По ряду лётных характеристик он даже уступает своему предшественнику. Однако Су-34 занял своё, очень востребованное место, в отечественных ВВС. Применение в ходе военной операции в САР, а особенно в ходе СВО доказало правильность заложенной концепции при его создании.

  Появление конструкции Су-34 как таковой было связано с двумя факторами - стандартной в СССР практикой началом разработки самолёта следующего поколения после нескольких лет службы самолёта такого же класса, стоящего на вооружении. Не дожидаясь его морально-технического устаревания. Данный подход был сформирован в период гонки вооружений и стремительным развитием авиационной науки. 

 К концу 80-годов ХХ века произошло объективное переосмысление в скоротечной смене поколений боевых самолётов. Причиной для этого прежде всего стал закономерный тупик в развитии авиационных технологий, особенно в области аэродинамики и двигателестроении. К тому же, как выяснилось, предыдущие поколения боевых самолётов обладают очень высоким ка техническим потенциалом, так и потенциалом для модернизации, что позволяет им более длительное время быть эффективным вооружением. 

 Создание ударного самолёта нового поколения ещё ВВС СССР пошло в некоторой степени по пути северо-американских конструкторов, но без полного копирования. За основу создания ударного самолёта нового поколения, как и у северо-американцев была взята удачная универсальностью платформа многоцелевых истребителей 4-го поколения. Однако, если северо-американцы просто технически приспособили планер F-15B не внося в него никаких значительных изменений, то конструкторы КБ Сухого взяв за основу аэродинамическую схему Су-27 кардинально изменили его облик. 

  Самый первый образец прототипа Су-34 - Т-10В-1 был создан на основе конструкции Су-27УБ. От него он унаследовал все узлы и агрегаты, основные части планера. По сути, к планеру Су-27 была пристыкована новая двухместная кабина с расположением экипажа плечом к плечу и добавлено ПГО в аэродинамическую схему планера.

 От Су-27  Т-10В-1(Су-27ИБ) унаследовал регулируемые воздухозаборники, которые обеспечивают оптимальную работу двигателей на сверхзвуковых скоростях. В следующих предсерийных и серийных образцах воздухозаборники уже стали не регулируемыми. Чем была вызвано это изменение в конструкции сказать сложно. Возможно это упрощение конструкции было призвано удешевить самолёт, разработка и перспективное принятие на вооружение которого пришлось уже на весьма сложный финансовый период ВВС России. Возможно конструкторы посчитали фактически не нужность данному типу полётов на сверхзвуковых скоростях. Есть и третья версия - упрощение конструкции воздухозаборников было вызвано необходимостью обеспечения объёма для уборки двухколёсных тележек основных опор шасси, которые появились именно со второго экземпляра самолёта.

 В итоге, как уже говорилось выше, по части лётных характеристик Су-34 стал уступать своему предшественнику Су-24. В частности, по одной, считавшейся долгое время главнейшей для ударных самолётов, скорости сверхзвукового полёта на малой и предельно малой высоте.

 Но в ХХI веке в военной авиации часто лётно-технические характеристики уже не являются главным преимущественным фактором. Военный самолёт всё больше становиться летающей платформой для различных видов вооружения и средств поражения, которые с успехом выполняют функции, для реализации которых раньше необходимо было именно присутствие ЛА в определенной географической точке рядом с целью.

 В частности, для преодоления линии средств ПВО, которая к тому же сейчас по мощности превосходит даже те средства ПВО, которые были ещё десять лет назад, ЛА уже не нужен. Такие средства авиационного поражения как крылатые ракеты, в том числе и гиперзвуковые, свободнопадающие бомбы оснащённые модулем УМПК могут выполнять поражение целей более эффективно чем современные ударные самолёты даже при высокоэшелонированной  системе ПВО.

 Однако в качестве мобильной воздушной платформы для старта вышеуказанных средств авиационного поражения именно ЛА является идеальным так как при этом обеспечивается высокая мобильность, в том числе и в режиме реального времени, по доставке средств авиационного поражения непосредственно в район уничтожаемой цели, которая является залогом успешного применения средств авиационного поражения в том числе за счёт непредсказуемости места старта средств поражения.

 В качестве такой мобильной воздушной платформы для старта средств авиационного поражения Су-34 является на сегодняшний день практически идеальным военным самолётом. Он относительно не дорогой, в сравнении с уже классическими многофункциональными истребителями поколения 4++ и 5-го, с более комфортными условиями для экипажа, наверное, самыми комфортными из современных военных ЛА, что положительно влияет на работоспособность экипажа в том числе при выполнении значительного количества самолёто-вылетов в день или при выполнении продолжительных полётов.

 Как и любой военный ЛА Су-34 постоянно модернизируется. Сейчас он серийно выпускается уже в новой версии -  Су-34М. Однако, есть ещё одна роль для этого самолёта на которую очень хочется надеяться, что обратят внимание современные военные специалисты. Это роль компактного малозаметного дальнего ракетоносца-бомбардировщика. Для этого у него сейчас есть всё: фактически не ограниченная дальность полёта (система дозаправки), комфортные условия для членов экипажа (в полёте он может принимать пищу, выполнять санитарные процедуры, и даже переменно отдыхать), малая ЭПР, широкий спектр авиационных средств поражения. Единственно, что необходимо Су-34 для успешного выполнения роли компактного малозаметного дальнего ракетоносца-бомбардировщика - это возможность длительного сверхзвукового полёта. Но реализация этой характеристики вполне выполнима. Двигатели второго поколения для Су-57 можно установить и в планер Су-34. Конечно для этого потребуется значительный объём конструкторских работ, но результат будет этого стоить - получится компактный малозаметный дальний ракетоносец-бомбардировщик с возможностью безфорсажного полёта на сверхзвуковой крейсерской скорости.

 Итак, спустя 34 года после первого полёта прототипа Су-34 его история не только продолжается, а и имеет значительные перспективы дальнейшего развития.